@Mail.ru

В первые послереволюционные годы, когда многие представители интеллигенции лишились крова и находились в крайне тяжелом материальном положении, в Петрограде по инициативе М. Горького был создан Дом искусств. Колония Дома искусств, своеобразная «дача» для обитателей «сумасшедшего корабля» (так назвала Дом искусств О. Форш в одноименном романе), была открыта в усадьбе Холомки князя А.Г.Гагарина и имении Н.И. Новосильцова в Бельском Устье Порховского уезда Псковской губернии. Здесь в живописной долине реки Шелони в 1920-21 годах спасались от голода петроградские писатели, поэты, художники: К. Чуковский, Мст. Добужинский, В. Ходасевич, В. Милашевский, Е. Замятин, М. Зощенко, О. Мандельштам, Н. Радлов, М. Лозинский и другие.

holomki

Художники и литераторы, поселившиеся в Колонии, знали, что в деревне царствовал «натуральный обмен»: «валютой» были ткани, одежда, посуда, хозяйственные мелочи. «За скатерть можно было получить двухмесячный абонемент на молоко, за кусок мыла – курицу и десяток яиц, за бутылку одеколона – мешок муки… В общем, мы стали недурными торговцами... Кто-то выменял граммофон на барана», свидетельствует В. Ходасевич («Поездка в Порхов»).

Однако с Осипом Мандельштамом произошел анекдотический случай, о котором вспоминает художник Владимир Милашевский: «Он привез из Петрограда двенадцать женских головных платков желтого цвета и два отреза полубумажной материи для брюк в мелкую клетку. Товар успеха не имел, напрасно Осип Эмильевич уверял псковитянок: «Посмотрите же, это очень красивые платки и прекрасного цвета!» Ничего не действовало, брать платки и обменивать на простой продукт, хлеб, сало землячки Пушкина отказывались: «Да что вы! Засмеют все!». Желтый цвет был нелюбимым цветом... Та же неудача постигла и у парней. Все парни мечтали носить брюки такие же, как носил Добужинский, то есть в тонкую полоску, а клетка была для них непредвиденной неожиданностью».

Осип Мандельштам пробыл в Холомках несколько дней, поэта не взволновали псковские пейзажи. Зато его стихи в это лето были основным поэтическим фоном жизни интеллигенции. «Мы все были в восторге от этих неконкретных, почти заумных строчек, и скоро цитирование их вылилось в некую игру» - В. Милашевский.

См. подробнее:

Разумовская А.Г. Художественная интеллигенция в Холомках и Бельском Устье // Псков. – 2000. - № 13. – С. 193-197

http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps13/Ps_13_22.pdf